МКДОУ детский сад "Колокольчик"


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Block title
Block content
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0






Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа Гриценко И.А. Воспитателя средней группы
Рабочая программа «Тестопластика в детском творчестве» предназначена для ознакомления дошкольников с художественной деятельностью, которая представляется специфической детской активностью, направленной на эстетическое освоение мира посредством искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной, и социальной сферах. Основу художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность (Е.А.Флерина).
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выгодский), следовательно оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.
В основу программы положена концепция эстетического воспитания и развития художественно – творческих способностей детей, которая базируется на общепедагогических принципах, обусловленных единством учебно – воспитательного пространства ГОУ:
Принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
 Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Реализация программы происходит в процессе углубленного знакомства детей с тестопластикой. Тестопластика – предоставляет детям младшего дошкольного возраста возможность максимально реализовывать игровые интересы и желания. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы, и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с соленым тестом появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок. Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно.
Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных материалов и инструментов. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки. Искусство лепки из соленого теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой. А если добавить немного фантазии, взять дополнительно лоскутки, ленточки, бусинки, яркие краски и блестки, то получится настоящая сказка; забавные зверушки, герои волшебных историй, чудесные цветы, крохотные игрушки для малышей, необычные украшения для взрослых. Тестопластика способствует развитию мелкой моторике рук. «Рука – вышедший наружу мозг», писал И. Кант.
Развитие у детей дошкольного возраста одаренности может успешно решаться средствами разных видов искусства. Работая с тестом, ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно – изобразительные средства для его передачи, действовать с ним в воображаемой ситуации, экспериментировать.
В группе сверстников дети могут не только поделиться своими эмоциями, видением мира, но и получить обратную связь на определенные модели поведения, т.е. дети учатся взаимодействию с социумом.
Данная рабочая программа разработана на основе учебно – методического пособия, которое входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и Е.А.Янушко «Лепка с детьми раннего возраста».
Программа содержит систему развивающих занятий во второй младшей и средней группе. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно – творческого развития детей.
 
Направления работы:
1. Эстетическое развитие детей, способность к восприятию ими художественного произведения. Знакомство с пластичным материалом его свойствами, изготовлением картинок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших объемных картинок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливания различный предметов и материалов в основу из теста.
2. Совершенствовать специфические умения в тестопластике, а также в других видах художественного творчества.
3. Тестопластика предоставляет детям младшего дошкольного возраста возможность максимально реализовывать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для своего игрового пространства, панно и сюжетные картинки для украшения интерьера детского сада , сувениры и подарки для близких и родных людей.
 
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает у детей стремление создавать собственные произведения, видеть результат своего труда. Содержание работы строится с учетом интересов как отдельных детей, так и детской группы в целом.
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники лепки из соленого теста. Материал экологически чистый, для окраши вания теста используются только пищевые красители. Тесто на занятия при носится в готовом виде в целях экономии времени. Дополнительный материал способствует развитию мелкой моторики рук.
В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, пробдемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе), сотворчество (при создании сложных панорам и сюжетных картин), жест руки (ребенок дотрагивается, обследует предмет, находит сходство или отличия по форме, цвету и т.д.).
 
Приемы: рассматривание готовых изделий, иллюстраций, книг, альбомов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми изделий из соленого теста, использование различных материалов и инструментов для работы, убеждение, поощрение.
 
Форма реализации.
Кружковая работа по подгруппам.
 
Занятия проводятся вторник-четверг 16.00-16.25 во второй половине дня (2-я – 4-я неделя).
 
Количество часов. Два занятия в неделю по 30 минут, 36 академических часов.
 
Способ организации. По подгруппам из 10 – 12 человек.
 
Предполагаемый результат:
· Могут узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; умеют зрительно и тактильно обследовать формы; знают способы соединения частей; моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения.
· В лепке создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирают тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, рельефный), при емы декорирования образа;
· Умеют сохранять интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская)
· Умеют самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или веселый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
· Умеют сотрудничать при выполнении коллективных работ; умеют использовать разные материалы и техники; самостоятельно занимаются художественной деятельностью вне занятий; организовывают совместно со взрослыми выставки детских работ ( придумывают названия, готовят рамочки, развешивают и выставляют «картины», выступают в роли экскурсовода);
 
Формы подведения итогов:
· Участие в детских выставках и ярмарках в детском саду и группе;
· Создание игрового материала для настольного театра, сюжетно-ролевых игр: «Кафе», «Магазин», подарков и сувениров для родных и близких, а также для сотрудников детского сада.
 
Мониторинг результативности реализации программы
· Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого изделие выполнено;
· Умеет самостоятельно зрительно и тактильно обследовать формы;
· Владеет способами лепки (отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание , сплющивание, заострение, использование стеки);
· Создает пластические композиции конструктивным способом и передачей характерных особенностей.
 
Методическое обеспечение
1. И.А.Лыкова. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Карапуз – Дидактика»* Творческий центр Сфера. Москва 2009
2. И.А.Лыкова. Художественный труд в детском саду. Экопластика. «Карапуз – Дидактика». Москва 2009
3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983г.
4. Князева О.Л., Махнева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры.СПб. Детство-пресс, 1998.
5. Комарова Т.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
6. Скоролупова О.А. знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
7. Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая-подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
8. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги, и природных материалов. Москва «Мой мир» 21006.
9. Хананова И.Н. Соленое тесто. Москва. АСТ_ПРЕСС КНИГА –(золотая библиотека увлечений).
10. Рубцова Е.С. лучшие поделки из соленого теста. Ростов на Дону. Владис.2009.
11.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва Мозаика-Синтез 2011г.
 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Kolokol (19.01.2014)
Просмотров: 1259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Погода
Вход на сайт
Поиск
Архив записей





















Copyright МКДОУ детский сад "Колокольчик" © 2024